Chamber of Accounts
of the Kyrgyz Republic

Helpline
+996 (555) 500-985
For subscribers of OJSC "Kyrgyztelecom" the call is free of charge

Новый глава Счетной палаты Кыргызстана 37-летний Улукбек МАРИПОВ, который руководит этим важнейшим для любой страны ведомством с 17 марта 2016 года, основал полезную традицию — встречаться с ведущими журналистами страны на излете года. По его словам, за восемь месяцев на посту председателя СП ему есть, о чем проинформировать общественность. В первый день декабря У. Марипов честно и без утайки отвечал на все удобные и неудобные вопросы.

— Уважаемый Улукбек Асамидинович! Расскажите, насколько вам близка работа в Счетной палате, работали ли вы в этой структуре, является ли СП местом, к примеру, где трудились ваши родители? Каков ваш опыт работы в финансовой сфере?

— Скажу откровенно: я, как и все мы, никогда не любил ревизоров! Но это судьба, что парламентарии избрали меня на этот пост, а глава государства своим Указом утвердил руководить Счетной палатой. По профессии я финансист, специалист в сфере финансов и права, мое резюме открыто для каждого на сайте СП КР. Пост председателя этой важной структуры — огромная ответственность. Мы должны сделать так, чтобы сломать системную коррупцию в стране, победить эту беду. А когда наступит срок уйти — с любой работы следует уходить с чувством честно выполненного долга и с высоко поднятой головой. Самое главное — чтобы народ поверил, что палата работает честно, требуя этого и от других.

— Расскажите о финансовых нарушениях при использовании бюджетных средств, тенденциях в использовании средств госказны, степени открытости бюджета, в частности, силовых и правоохранительных структур.

— По итогам 2015 года СП КР отчитывалась перед парламентом страны о расходовании госсредств. За 2015 год выявлено нарушений на сумму около 5 миллиардов сомов, из них восстановлению подлежат 2,9 млрд. По данным Минфина, на сегодня восстановлено 1,9 млрд. Ранее по итогам аудита исполнения республиканского бюджета Счетная палата отправляла предписания в отдельные министерства и ведомства. В этом году результаты этого аудита рассматривались на заседании правительства. По его итогам издано распоряжение, согласно которому с начала 2017 года каждое министерство должно предоставлять в правительство отчеты об устранении нарушений и недостатков в своей деятельности, указанных в предписаниях СП.

С января нового года вступит в силу принятый в 2016 году Бюджетный кодекс. Его положения устанавливают, в частности, полномочия Счетной палаты по мерам ответственности руководителей гоcорганов вплоть до увольнения за нарушения в расходовании средств госказны. Также в кодексе закреплены отдельные положения о компетенции СП, к примеру, мы наделены исключительным правом проверки бюджетных организаций. Местные органы власти, айыльные округа, муниципальные управления малых городов теперь должны проверяться раз в два-три года.

Что касается информации по силовым и правоохранительным структурам, часть ее открыта, остальная — для служебного пользования, согласно законодательству. Но вскоре по некоторым направлениям — МВД и ряду других структур — мы намерены открыть данные.

— В Счетной палате в последнее десятилетие активно внедряются международные методы аудита, ваше ведомство переходит при поддержке международных доноров на качественные мировые стандарты. Скажите, насколько эти современные способы могут реально сократить коррупцию? Мой вопрос отнюдь не праздный — к примеру, имеются конкретные факты неоднократного вымогательства сотрудниками СП немалых (на взгляд обычных людей) денег при ежегодной проверке одной из организаций в Сокулукском районе Чуйской области. Я делала запрос в СП, кто с 2011 года проверял данное учреждение, получила ответ, из которого сразу стало ясно, кто же взяточники. Об этом я известила одного из аудиторов, в последующие два года поборы прекратились.

— Спасибо, это очень важный вопрос. Сегодня мы собрались именно для того, чтобы вы нам помогали. С чего начинается работа палаты? С того, что СП, как проверяющий орган, сама должна быть безупречной, честной структурой. Иначе как мы можем требовать с аудируемых объектов честную, прозрачную работу в рамках законодательства? Скоро планируем изготовить видеоролики для граждан страны с рассказом о том, как действовать в рамках закона при проверках со стороны СП. Думаю, нас поддержат в этом и другие контролирующие органы. А если граждане будут сигнализировать о взяточниках в СП, ГНС, ГТС, госорганы обязаны принимать самые жесткие меры вплоть до тюремного заключения. —

Увольняли ли вы нерадивых сотрудников в 2016 году? Или даете им шанс на исправление?

— В начале этого года Антикоррупционной службой был пойман с поличным сотрудник А. Мырзалиев, главный госинспектор СП, в ходе проверки Минобороны. На сегодня, по моим данным, уже и АКС, и судебные органы приняли меры. С момента моего назначения я лично предупреждал всех сотрудников СП о необходимости строго соблюдать закон. Руководство СП ставит целью честную работу палаты на всех уровнях, от первых лиц до всех последующих уровней. Мы начали чистку рядов с морального уровня, дали время сотрудникам осмыслить свой стиль работы и начать с чистого листа. Пока никого не увольняем, не делим по принадлежности к партиям или по другим критериям, даем всем равные шансы, но по итогам года намерены рассмотреть результативность каждого без исключения сотрудника — вводим международный стандарт финансового учета 1С, чтобы ежедневно и ежемесячно отслеживать качество работы каждого сотрудника. Информация по всем работникам поступает на сервер, по итогам отчета можем делать выводы. С 2017 года такой анализ мы планируем проводить четыре раза в год. В рамках закона о государственной и гражданской службах отменена система регулярных аттестаций, каждому ведомству теперь следует оценивать сотрудников на основе внутренних правил.

— Сколько в этом году проведено аудитов, сколько осталось и кто включен в план на 2017 год?

— Что касается плана проведения аудитов в 2016 году, к декабрю он почти завершен. С начала 2017-го планируем начать аудиторские проверки в отраслевых министерствах, начиная с Минфина, чтобы к маю можно было отчитаться о выполнении государственной части бюджета перед Жогорку Кенешем, поскольку самая главная задача СП — контроль исполнения республиканского бюджета. Недавно принято решение об изменении структуры СП, уже действует отраслевой принцип управления (по четырем отраслям — республиканскому бюджету, реальному сектору экономики, социальной сфере и охране окружающей среды и госсектору).

— Каковы итоги по недавнему аудиту Минтранскоммуникаций, когда он будет опубликован?

— Сотрудники палаты недавно закончили аудит в Минтранскоммуникаций, сейчас готовится отчет. После обсуждения советом СП мы обнародуем его на сайте ведомства.

— Скажите, будет ли Счетной палатой проверяться финансирование из госбюджета II Всемирных игр кочевников?

— Это очень хороший вопрос! К нам уже поступили запросы из парламента, общественность также интересуется этой темой. Мы включили этот аудит в план работы на начало 2017 года. В первую очередь по строительству ипподрома в Чолпон-Ате.

— А в целом по расходованию денег на проведение Игр?

— Да, конечно, мы все проверим. Также контролируем и строительство дорог Балыкчи — Корумду, Бишкек — аэропорт «Манас». Все итоги обязательно разместим на сайте СП КР.

— Политический момент. Аудиторы Счетной палаты избираются в ЖК представителями многих партий. Но в мире счетные палаты — это профессиональные союзы, которые не должны зависеть от политических течений и влияний. А как у нас обеспечивается независимость? Где вы, как председатель, видите выход из двойственной ситуации?

— Я также удивляюсь такому порядку. Потому что мы, бывая в Казахстане, России, странах Европы, наблюдаем, что аудиторские службы вполне независимы почти везде. Но у нас такая норма заложена в Конституцию страны. Одну треть аудиторов предлагает коалиция большинства, еще одну — меньшинство, а третью часть — глава государства. Раньше действовал иной порядок: председателя избирал парламент, Президент его назначал, потом председатель палаты представлял парламенту кандидатуры остальных двух аудиторов.

— СП контролирует расход государственных средств. А есть ли у вас функции контролировать общественные финансы? К примеру, 70% школ страны содержатся на средства, собранные родителями учеников, а это огромные суммы, миллиарды сомов. Общественные деньги остаются без присмотра?

— Актуальный вопрос. Бюджет республики выделяет ежегодно более 20% на образование. В этом году — около 26 млрд. сомов, это пятая часть республиканского бюджета. Из них 90% уходит на зарплату учителям. СП проверяет лишь средства, выделяемые государством на зарплату, ремонт, коммунальные услуги и т. д. Что касается сборов от родителей, я считаю, эти добровольно-принудительные выплаты в принципе не должны существовать. Но при необходимости проверять расход этих сумм должны не мы, а родители учеников, которые могут обращаться в финполицию, нанимать специалистов для проверки. У СП есть также право проверять акционерные общества, где доля государства превышает 50%.

— Может ли быть аудитором Счетной палаты иностранец, к примеру, признанный в мировом масштабе специалист в своей области, приглашенный руководством СП на какое-то время? Или они могут выступать только в качестве советников аудиторов?

— Нет. Аудитором может стать только гражданин нашей страны. Но в законе есть право привлечения внешних специалистов, причем имеются в виду не только профессионалы из других стран, но и из отраслевых министерств Кыргызстана. Например, если СП проверяет расход средств на какую-то стройку, мы приглашаем специалиста-строителя, который поможет определить стоимость и требуемый объем раствора и стройматериалов. На днях у нас завершился проект вместе с Всемирным банком (грантовое соглашение), в таких случаях нам помогают методологически опытные международные консультанты из ВБ.

— На итоговом заседании по этому проекту прозвучало число — 15 лет понадобилось развитым странам на переход к международным стандартам аудита. Сколько лет, по-вашему, потребуется Кыргызстану?

— Наше желание — уже в следующем году. Но время покажет. Чем быстрее мы перейдем, тем скорее увидим плоды этого перехода. Но, кроме международных стандартов аудита, есть еще и  стандарты бухучета. И переходить на них должны все одновременно — и СП как проверяющий орган, и подлежащие проверке госорганы — все министерства и ведомства. Тогда в ближайшие годы мы увидим результат. Частные компании в республике давно внедрили 1С в бухучете, а вот госорганы отстают.

— Кто же виноват в нескором переходе госорганов — низкая квалификация кадров, запаздывание норм законодательства или противодействие государственных и муниципальных органов?

— Эти моменты иногда одновременно мешают, потому что говорить всегда легче, а переходить труднее. На постсоветских просторах только страны Балтии переняли этот опыт и им понадобилось 15 лет, причем они сотрудничали со странами Европы. Но я уверен: мы перейдем скорее всех стран СНГ, хотя конкретную дату назвать сложно. Надеюсь, в ближайшие пять лет хотя бы частично перейдем на новые стандарты.

— Все ли сотрудники СП сдают единую налоговую декларацию?

— Начиная от председателя и включая всех госслужащих, сотрудники Счетной палаты сдают ежегодно ЕНД о доходах и расходах с момента вступления в силу закона о всеобщем декларировании.

— Расскажите о стратегии развития СП и сотрудничестве с профильными структурами других стран.

— В этом году мы создали стратегию развития СП КР на пять лет, с 2016-го по 2020 год. Один из ее важнейших пунктов — тесная работа с международными профильными сообществами. В том числе и с российскими коллегами — в рамках Совета счетных палат ШОС и по иным вопросам. Не всегда мы учимся у россиян, иногда и они у нас.

— Почему из 2,9 млрд. сомов финансовых нарушений за прошлый год возмещено 1,9?

— Почему невысок процент возмещаемости долгов? СП не карательный орган, наша цель — ежегодное снижение числа нарушений в использовании госсредств. Потому и объемы возмещаемых в бюджет сумм из года в год должны уменьшаться.

Что касается суммарных итогов по всем аудитам, сообщаю: в 2015 году Счетной палатой направлено в правоохранительные органы 82 материала на общую сумму свыше 444 млн. сомов, из них 10 дел уже находится в судах (финансовые нарушения по ним оценены в 13 млн. сомов). Из них в прокуратуру направлено 50 материалов на сумму более 96 млн., в органы ГКНБ — девять дел на сумму свыше 320 млн., в финполицию — 16 дел на сумму около 16 млн., в ОВД — семь дел на сумму выше 10 млн. сомов. Среди финансовых нарушений наиболее частое — нецелевое использование госсредств. Приводит к нарушениям и несвоевременное финансирование Минфином — это отмечено нами по итогам 2014-2015 годов. Но в 2016-м, с принятием Бюджетного кодекса, ситуация улучшается. Дебиторская задолженность частных компаний, которые занимаются строительством соцобъектов — больниц, школ и т. д., — по статье «капвложения» превышает 1 млрд. сомов. Эти деньги получены подрядчиками, а объекты в срок не сданы. Все материалы переданы в парламент и по итогам 2016 года будут направлены в правоохранительные органы.

— Несколько лет назад Счетной палате Кыргызстана помогал аудитор из Монголии. Продолжается ли сейчас сотрудничество с СП Монголии?

— Республика Монголия развивается быстрыми темпами, у нее имеется положительный опыт в управлении государственными финансами, уверен, что счетным палатам наших стран следует активнее сотрудничать.

— Расскажите о наведении порядка в госзакупках, одном из наиболее «теневых» процессов.

— Переход на электронную систему госзакупок уже дает свои плоды, но есть и маленькие минусы. Среди плюсов — автоматизированная система, прозрачность. А минусы в том, что, к примеру, айыльные округа или районы весной хотят срочно закупать семена или ГСМ, но не могут затратить на это месяц — время не ждет. И к тому же, если участник не согласен с итогами конкурса, он вправе подать в суд, но сезонные участники не могут ждать долго, и потому правительство сейчас дорабатывает эту систему. Счетная палата контролирует госзакупки во всех министерствах, когда проверяет их работу в целом.

— А кто проверяет расходование госсредств в самой Счетной палате?

— Безусловно, подлежит проверке и Счетная палата — проверяя госорганы, мы сами не должны нарушать закон. По законодательству, нас проверяет независимый орган. Объявляется тендер, Жогорку Кенеш выбирает компанию-аудитора. По итогам 2015 года аудит наших бюджетных трат (на зарплату, командировочные, транспортные и иные расходы) недавно завершен силами компании «Марка Аудит», отчет уже находится в парламенте. Я подписал отчет, особых нарушений нет. (Компания «Марка Аудит» основана в 1990 году, является одной из старейших российских аудиторско-консалтинговых компаний, это группа объединенных одной торговой маркой компаний. Она действует также на территории Кыргызстана и Казахстана. «Марка Аудит» стабильно входит в топ-30 на российском аудиторско-консалтинговом пространстве, занимает лидирующие позиции на кыргызском рынке и динамично развивается в Казахстане. — Прим. Е. М.)

Елена Мешкова.