Размер шрифта
Интервал
Изображения
Счетная палата
Кыргызской Республики

Телефон доверия
+996 (555) 500-985
Для абонентов ОАО «Кыргызтелеком» звонок бесплатный

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 13 августа 2004 года N 117

О Счетной палате Кыргызской Республики

(В редакции Законов КР от 4 июня 2007 года N 77, 7 июля 2008 года N 139, 21 июля 2008 года N 163, 15 октября 2008 года N 213, 26 января 2009 года N 26, 18 февраля 2011 года N 2, 14 июля 2011 года N 100, 14 мая 2012 года N 53, 19 июля 2013 года N 152, 18 февраля 2014 года N 30, 16 декабря 2016 года N 207)

Настоящий Закон определяет статус, цели, задачи, принципы, функции, полномочия, права и обязанности Счетной палаты Кыргызской Республики.

Глава I
Общие положения

Статья 1. Основные определения, используемые в настоящем Законе

Государственный аудит - деятельность органа государственной власти по аудиту над управлением государственными ресурсами (финансовыми, материальными и другими), целью которой является эффективность использования государственных средств и имущества, достоверность составления финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета, предотвращение нарушений финансовой дисциплины.

Аудит - предоставление независимой и профессиональной оценки, а также отчета о достоверности и надежности информации, подготовленной аудируемым субъектом.

Виды аудита - финансовый аудит, аудит на соответствие и аудит эффективности.

Финансовый аудит - изучение и анализ финансовой отчетности и учетной системы объекта аудита, позволяющие аудитору выразить мнение, что вся финансовая отчетность подготовлена в соответствии с требованиями законодательства и бухгалтерскими стандартами.

Аудит на соответствие - оценка соблюдения объектом аудита законодательства, регламентирующего его деятельность.

Аудит эффективности - изучение и анализ деятельности объекта аудита на предмет экономности, продуктивности и результативности.

Внешний аудит - независимая функция высшего органа государственного аудита, призванная осуществлять аудит отчетности Правительства Кыргызской Республики, эффективности его деятельности, включая аудит эффективности внутреннего аудита.

Внутренний аудит - независимая и объективная функция, выполняемая внутри объекта внутреннего аудита, включающая в себя анализ, оценку и мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля, надежности и достоверности финансовой и управленческой информации; результативности, экономичности и эффективности деятельности и управления, сохранности активов и соблюдения законодательства Кыргызской Республики.

Предварительное исследование - получение статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности до получения полномочий на проведение аудита.

Член Счетной палаты - аудитор Счетной палаты - государственная должность с определенным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий Счетной палаты, установленных настоящим Законом.

Внебюджетные средства - 1) денежные средства государства, не включаемые в республиканский и местный бюджеты и используемые по определенному целевому назначению; 2) средства, находящиеся в распоряжении организации и учреждения, выделяемые не из республиканского и местного бюджетов, а формируемые за счет других источников.

Специальные средства - средства, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых из республиканского и местного бюджетов Кыргызской Республики. Специальными средствами являются доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности.

Нецелевое использование средств - расходование средств из республиканского и местного бюджетов, а также внебюджетных и специальных средств не по назначению.

Неэффективное использование средств - нерациональное, неэкономичное, непродуктивное использование средств из республиканского и местного бюджетов, а также внебюджетных и специальных средств.

Операционная деятельность - деятельность предприятий, организаций и учреждений, которая является источником ее денежных поступлений.

Финансовая дисциплина - обязательный для всех субъектов экономической деятельности и их должностных лиц порядок, связанный с использованием государственных средств.

Большая доля государственного и/или муниципального участия - государственное и/или муниципальное участие, составляющее 51 процент и более в предприятиях и организациях с частной и иной формой собственности.

(В редакции Законов КР от 15 октября 2008 года N 213, 18 февраля 2011 года N 2)

Статья 2. Законодательство о Счетной палате Кыргызской Республики

Полномочия, организация и порядок деятельности Счетной палаты Кыргызской Республики (далее - Счетная палата) определяются Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Вопросы, касающиеся проведения внутреннего аудита в государственных органах и учреждениях, регулируются Законом Кыргызской Республики "О внутреннем аудите".

В своей деятельности Счетная палата применяет нормы международных договоров и соглашений, вступивших в силу в установленном законом порядке, участницей которых является Кыргызская Республика. Если международными договорами или соглашениями, вступившими в силу в установленном законом порядке, участницей которых является Кыргызская Республика, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международных договоров и соглашений.

Счетная палата по внутренним вопросам своей деятельности, неурегулированным законодательством Кыргызской Республики, вправе принимать Регламент Счетной палаты, не противоречащий законодательству Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 26 января 2009 года N 26, 18 февраля 2011 года N 2)

Статья 3. Статус Счетной палаты

(Название статьи в редакции Закона КР от 15 октября 2008 года N 213)

Счетная палата является независимым высшим органом государственного аудита.

Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики со своим наименованием и собственную символику.

Постоянным местопребыванием Счетной палаты является столица Кыргызской Республики город Бишкек.

Счетная палата имеет свои территориальные подразделения. Организация и деятельность территориальных подразделений регулируется законодательством о Счетной палате.

В своей деятельности Счетная палата подотчетна Президенту Кыргызской Республики и Жогорку Кенешу Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года N 213)

Статья 4. Цель деятельности Счетной палаты

Основной целью деятельности Счетной палаты является аудит и аудит эффективности: оценка исполнения республиканского бюджета, составления и исполнения местного бюджета, внебюджетных и специальных средств, использования государственной и муниципальной собственности, обеспечение и реализация международных стандартов государственного аудита.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года N 213)

Статья 5. Область действия полномочий Счетной палаты

Полномочия Счетной палаты действуют только на территории Кыргызской Республики. Исключения составляют аудит и аудит эффективности государственных организаций, действующих за границей.

Счетная палата является государственным аудитором всех государственных и муниципальных предприятий, организаций и учреждений Кыргызской Республики.

Полномочия Счетной палаты распространяются на предприятия и организации с частной и иной формой собственности, где имеется большая доля государственного и/или муниципального участия.

По поручению Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, профильного комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики или Президента Кыргызской Республики Счетная палата может осуществлять аудит эффективности предприятий и организаций с долей государственного участия от 10% и более.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года N 213)

Статья 6. Принципы организации деятельности Счетной палаты

Счетная палата осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

1) верховенства Конституции и законов Кыргызской Республики;

2) строгого соблюдения законности;

3) охраны интересов государства, прав и свобод граждан;

4) объективности, достоверности и честности;

5) гласности и открытости в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод личности, и с учетом режима секретности и иных охраняемых законодательством Кыргызской Республики сведений;

6) конфиденциальности;

7) финансовой, функциональной и организационной независимости;

8) профессиональной компетентности и должной тщательности;

9) коллегиальности;

10) следования профессиональным стандартам;

11) строгого соблюдения профессиональной этики и этики государственных служащих.

Статья 7. Основные виды деятельности Счетной палаты

Основные виды деятельности Счетной палаты включают:

1) аудит исполнения местного и республиканского бюджетов, деятельности налоговой и таможенной службы при выполнении доходной части государственного бюджета;

2) аудит использования государственной и муниципальной собственности;

3) аудит деятельности предприятий и организаций с большей долей государственного и/или муниципального участия;

4) аудит использования внебюджетных средств;

5) аудит деятельности предприятий и организаций с частной и иной формой собственности, которые получают средства из республиканского и местного бюджетов, только в отношении этих средств;

6) аудит состояния и управления государственным внутренним и внешним долгом Кыргызской Республики;

7) аудит для дачи заключений, ответов на запросы органов государственной власти и других организаций;

8) аудит деятельности предприятий и организаций независимо от формы собственности для дачи заключений, ответов на запросы правоохранительных органов по возбужденным уголовным делам, а также постановлениям судов и Омбудсмена (Акыйкатчы);

9) анализ проектов республиканского бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров и соглашений Кыргызской Республики, государственных программ и иных документов, затрагивающих вопросы республиканского бюджета Кыргызской Республики и бюджета местного самоуправления, и дача по ним заключения;

10) подготовка и внесение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложений и рекомендаций по усовершенствованию бюджетного законодательства;

11) подготовка и представление отчетов в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики по исполнению республиканского и местного бюджетов и внебюджетных фондов, а также направление соответствующей информации в органы местного самоуправления;

12) предоставление Президенту Кыргызской Республики, Жогорку Кенешу Кыргызской Республики информации о ходе исполнения республиканского бюджета и результатах проведенных мероприятий;

13) предоставление консультаций и рекомендаций на обращение органов государственной власти и других организаций, а также осуществление иной деятельности, вытекающей из настоящего Закона;

14) аудит Национального банка Кыргызской Республики в части осуществления операций по обслуживанию счетов Правительства Кыргызской Республики, правильности исчисления прибыли, отчисляемой в республиканский бюджет;

15) аудит коммерческих банков и других кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими республиканского и местных бюджетов;

16) внесение предложений Президенту Кыргызской Республики и Жогорку Кенешу Кыргызской Республики по результатам проведенных аудитов.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года N 213)

Статья 8. Полномочия Счетной палаты

1. Счетная палата вправе:

1) проводить предварительное исследование установленной статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности;

2) проводить аудит по направлениям, указанным в статье 7 настоящего Закона, и давать по результатам отчеты об аудите и другие отчеты;

3) давать заключения касательно деятельности объекта аудита;

4) давать обязательные к исполнению предписания объектам аудита, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;

5) получать в пределах установленного законодательства запрашиваемую информацию, необходимую для обеспечения деятельности Счетной палаты, от всех органов государственной власти и местного самоуправления в Кыргызской Республике, Национального банка Кыргызской Республики, учреждений и организаций независимо от форм собственности. Национальный банк Кыргызской Республики, банки и иные кредитно-финансовые учреждения должны по запросу Счетной палаты и в соответствии с порядком, предусмотренным Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности", представлять необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов аудируемых объектов, если они получают, перечисляют, используют средства из республиканского или местного бюджетов или используют государственную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные национальным законодательством или органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

6) осуществлять оперативный контроль своевременности денежных поступлений, фактического расходования бюджетных ассигнований в процессе исполнения республиканского бюджета в сравнении с законодательно утвержденными показателями, выявлять отклонения и нарушения, проводить их анализ, вносить предложения по их устранению.

2. Счетная палата не вправе:

1) продвигать политические цели объектов аудита;

2) налагать административные и иные санкции к должностным лицам и сотрудникам объекта аудита.

(В редакции Законов КР от 15 октября 2008 года N 213, 16 декабря 2016 года N 207)

 

Полную версию можно скачать по ссылке (pdf, 292Kb)