УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г.Бишкек, от 12 ноября 2013 года УП N 215
О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти
(В редакции Указов Президента КР от 13 июня 2014 года УП № 120, 15 сентября 2014 года УП № 159, 12 декабря 2014 года УП № 219, 18 марта 2015 года УП № 39, 5 марта 2016 года УП № 47, 1 июня 2016 года УП № 136, 11 апреля 2017 года УП № 73, 15 ноября 2017 года УП № 260)
Во исполнение указов Президента Кыргызской Республики "Об образовании Антикоррупционной службы в Государственном комитете национальной безопасности Кыргызской Республики" от 14 декабря 2011 года N 27, "О Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики и мерах по противодействию коррупции" от 2 февраля 2012 года N 26, решения Совета безопасности Кыргызской Республики "О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в обществе" от 2 февраля 2012 года в Кыргызстане сделаны первые шаги по борьбе с коррупцией, приняты соответствующие организационные меры, активизирована деятельность правоохранительных органов, начато обновление законодательной базы.
В обществе постепенно формируется понимание неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения. Привлечение к уголовной ответственности отдельных высших должностных лиц вселило в кыргызстанцев надежду на справедливость. Отмечается рост реального возмещения ущерба, нанесенного государству. За 9 месяцев 2013 года через систему государственного казначейства по результатам выявленных правоохранительными органами Кыргызстана фактов правонарушений различного характера в доход государственного бюджета поступило в качестве возмещения ущерба 621,8 млн. сомов, что в 2,3 раза больше, чем за весь 2012 год. По итогам 2012 года, Кыргызстан улучшил свои позиции по "Индексу восприятия коррупции" в рейтинге международной неправительственной организации Трансперенси Интернешнл со 164-го до 154-го места.
Однако первые позитивные сдвиги в борьбе с коррупцией не получили должного развития. Она по-прежнему серьезно затрудняет функционирование государственных органов, препятствует социальным преобразованиям и модернизации национальной экономики, вызывает в обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж страны на международной арене и является одной из главных угроз национальной безопасности Кыргызской Республики.
Практическая реализация антикоррупционной политики сталкивается с глубокими противоречиями внутри системы государственного управления и государственной службы. Коррупция стала системной, рационализированной. Сформировавшийся за два десятилетия негласный рынок государственных должностей привел к серьезным деформациям в системе подбора кадров. Для широкого круга должностных лиц основная суть государственной службы перестала заключаться в служении народу и, зачастую, она подчинена выполнению обязательств перед лицами, способствовавшими назначению на данную должность, а во многих случаях - примитивному обогащению.
Работа государственных органов по противодействию коррупции не имеет упреждающей направленности. Нередко, государственными, в том числе судебными органами, принимаются решения, которые дискредитируют всю систему государственного устройства. В деятельности правоохранительных органов преобладают элементы устаревших методов работы. Низким остается уровень координации деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции в центре и на местах. До настоящего времени не создан механизм координации антикоррупционных усилий государственных органов и институтов гражданского общества, предусмотренный Государственной стратегией антикоррупционной политики Кыргызской Республики.
Достижение целей Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы требует искоренения коррупции и причин, ее порождающих.
Важнейшее значение имеет задача повышения статуса предпринимательской деятельности и обеспечения ее преимуществ для тех, кто стремится к быстрому улучшению своего материального положения.
Особое беспокойство у народа Кыргызстана вызывают угрозы вмешательства узко групповых интересов отдельных политических сил в процесс принятия государственных решений. Политическая коррупция является одним из главных препятствий на пути разрушения сложившегося коррупционного порядка, а зоной поражения ее являются государственные интересы. Отмечается чрезмерная финансовая зависимость политических партий от коммерческих и финансовых групп, что особенно остро проявляется при формировании списков кандидатов для участия в выборах, а также при назначениях на руководящие государственные должности. В итоге возникает опасность дискредитации продекларированных политическими партиями идеологических и политических целей.
Существенным препятствием на пути развития страны является системная коррупция, обусловленная коррупционным построением системы функций и полномочий государственных органов и их должностных лиц. Основные причины системной коррупции экспертное сообщество видит в многофункциональности государственных органов, которая предусматривает концентрацию в одном органе функций по разработке политики, ее реализации и контролю принятых решений.
Наиболее проблемные коррупционные схемы сложились в судебной, правоохранительной, финансовой, регистрационной, энергетической и образовательной системах. Профессиональные исследователи говорят о "маркетизации правоохранительных органов", "продаже правосудия" и отмечают возникновение особой "бизнес-группы" с криминальным оттенком среди органов и лиц, участвующих в судопроизводстве и осуществлении уголовного преследования. Эксперты считают, что "продажа" учебных мест, оценок и дипломов в системе образования во многом способствовала тому, что только 5-10% студентов после окончания высшего образовательного учреждения оцениваются как компетентные специалисты.
Системные недостатки государственной и муниципальной службы, правоохранительных органов и судов не могут быть преодолены только бюрократическими средствами. Привлечение институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией выдвигается в число первоочередных и приоритетных задач государства.
Права, свободы и законные интересы человека и гражданина должны служить главным ориентиром деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и судов по противодействию коррупции и, в целом, в борьбе против преступности.
В целях совершенствования антикоррупционной политики и консолидации усилий государственных органов, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан, направленных на противодействие коррупции, с учетом мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции и другими международными правовыми документами, участницей которых является Кыргызская Республика, руководствуясь статьями 3, 16, 60 и 65 Конституции Кыргызской Республики, статьей 6 Закона Кыргызской Республики "О противодействии коррупции", и на основании Решения Совета безопасности Кыргызской Республики от 4 ноября 2013 года постановляю:
1. Отметить позитивные сдвиги в борьбе с коррупцией в рамках реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики.
2. Установить главной задачей нового этапа борьбы с коррупцией устранение причин политической и системной коррупции в структурах государственной власти и определить основными направлениями государственной политики Кыргызской Республики в области противодействия коррупции:
1) противодействие политической коррупции в части устранения угроз зависимости государственных решений от узко групповых интересов политических сил, а также в части несовершенства избирательной системы и сложившейся практики назначения на руководящие государственные и муниципальные должности;
2) искоренение системной коррупции в части выявления и демонтажа коррупционных схем путем анализа, изменения функций и полномочий государственных органов, порождающих коррупционные проявления;
3) установление приоритета прав человека во взаимоотношениях государства и гражданина.
3. Образовать Рабочую группу Совета безопасности Кыргызской Республики по контролю реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики в составе согласно приложению 1.
4. Утвердить Положение о Рабочей группе Совета безопасности Кыргызской Республики по контролю реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики (далее - Рабочая группа Совета безопасности Кыргызской Республики) согласно приложению 2.
5. Рабочей группе Совета безопасности Кыргызской Республики:
1) по декабрь 2014 года рассмотреть на своих заседаниях ход реализации антикоррупционных мероприятий в системе министерств, административных ведомств, других государственных органов, местных государственных администраций и органов местного самоуправления с обеспечением информирования общественности о результатах рассмотрения и представить соответствующие отчеты о проделанной работе Совету безопасности Кыргызской Республики к 1 июля 2014 года и 25 декабря 2014 года;
2) разработать и внести в Совет безопасности Кыргызской Республики комплекс мер по демонтажу системной коррупции и соответствующих коррупционных схем в государственных органах и хозяйствующих субъектах с государственным участием согласно прилагаемому списку (приложение 3).
В том числе, в первоочередном порядке по системам следующих государственных органов и хозяйствующих субъектов:
в срок до 25 декабря 2013 года:
- Дорожно-патрульной службы Министерства внутренних дел Кыргызской Республики;
- Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики;
- Министерства энергетики и промышленности Кыргызской Республики;
в срок до 1 марта 2014 года:
- Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики;
- Министерства образования Кыргызской Республики;
- Министерства здравоохранения Кыргызской Республики;
- ОАО "Кыргызская агропродовольственная корпорация";
в срок до 1 апреля 2014 года:
- Министерства финансов Кыргызской Республики;
- Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики;
- Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики;
- Социального фонда Кыргызской Республики;
в срок до 1 мая 2014 года:
- Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики;
- Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики;
- Государственной инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве Кыргызской Республики;
- Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики.
6. Аппарату Президента Кыргызской Республики во взаимодействии с другими государственными органами и институтами гражданского общества в трехмесячный срок разработать и внести предложения, предусматривающие формирование современной антикоррупционной модели государственного управления, эффективную защиту государственных интересов в деятельности институтов государственной власти.
7. Рабочей группе по совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики, образованной Указом Президента Кыргызской Республики "О мерах по совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики" от 22 мая 2013 года N 109, в рамках своей деятельности выработать предложения по изменению законодательства, предусматривающие:
1) снижение зависимости политических партий от коммерческих структур и внешних проектов;
2) обеспечение транспарентности затрат на подготовку и проведение выборов со стороны политических партий и кандидатов путем регламентирования политической рекламы, предвыборной агитации и затрат на их проведение;
3) внесение обоснованных изменений в порядок формирования избирательных фондов с одновременным усилением контроля за расходованием денежных средств из них;
4) повышение профессионализма депутатов всех уровней, а также требований к спискам кандидатов от политических партий, участвующих в выборах.
8. Правительству Кыргызской Республики во взаимодействии с бизнес-сообществом в трехмесячный срок разработать дополнительные меры поддержки предпринимательства, формирования благоприятного инвестиционного климата в Кыргызской Республике, направленные на:
1) обеспечение преимущества предпринимательской деятельности над государственной и муниципальной службой для лиц, особенно из числа молодежи, стремящихся достичь в относительно короткие сроки значительного улучшения своего материального положения;
2) снижение административной и регулятивной нагрузки государства на предпринимательскую деятельность с применением "принципа гильотины";
3) повышение статуса успешных предпринимателей, в том числе через оценку их труда государством, освещение в средствах массовой информации и общественное признание;
4) защиту прав предпринимателей, учреждение должности уполномоченного по правам предпринимателей (бизнес-омбудсмена).
9. Предложить Жогорку Кенешу Кыргызской Республики и Правительству Кыргызской Республики во взаимодействии с другими государственными органами, на основе проведения системного анализа нормативной правовой базы и сложившейся практики ее применения на предмет коррупциогенности, рассмотреть вопросы внесения в нормативные правовые акты Кыргызской Республики изменений и дополнений, предусматривающих:
1) деполитизацию и повышение профессионализма государственной и муниципальной службы, выдвижение и назначение кандидатур по предложению политических партий только на выборные и отдельные политические государственные должности, соответствующий порядок выдвижения, избрания или назначения на которые определяется Конституцией Кыргызской Республики;
2) обеспечение прозрачности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, непосредственно взаимодействующих с населением и представителями предпринимательской среды;
3) эффективное применение мер политической ответственности представительных органов власти и их должностных лиц за принятие неправомерных решений, в результате которых наносится ущерб экономике и национальным интересам Кыргызской Республики;
4) обеспечение эффективного контроля расходов государственных и муниципальных служащих, депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и местных кенешей путем введения обязательного декларирования расходов на приобретение имущества, в том числе за рубежом;
5) интеграцию в единую форму отчетности Декларации государственных служащих и Единой налоговой декларации;
6) определение обстоятельств, при которых правоохранительные органы получают доступ к информации о доходах и расходах государственных и муниципальных служащих, к базам данных государственных органов и органов местного самоуправления;
7) законодательное закрепление обязательности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики;
8) создание и закрепление в законодательном порядке эффективного механизма проведения, финансирования и легализации специальных мероприятий по выявлению фактов коррупции, в том числе бытовой коррупции, эффективного механизма поощрения гражданского населения за предоставление достоверной информации о коррупционных проявлениях и других правонарушениях, с обеспечением необходимого уровня конфиденциальности;
9) совершенствование правового института конфискации имущества в Уголовном кодексе Кыргызской Республики, включая восстановление требований о конфискации имущества за преступления в сфере экономической деятельности, преступления против здоровья населения, экологические и должностные преступления;
10) определение порядка заключения досудебных сделок со следствием в случае предъявления обвинений в совершении коррупционных преступлений;
11) снижение коррупционных рисков в осуществлении государственных закупок государственных органов и хозяйствующих субъектов с государственным участием;
12) внесение изменений в Закон Кыргызской Республики "О противодействии коррупции" в целях приведения его в соответствие с Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, законодательное закрепление перечня коррупционных преступлений;
13) развитие международного сотрудничества в области борьбы с коррупционными проявлениями, ратификация международных конвенций в сфере противодействия коррупции в соответствии с национальными интересами Кыргызской Республики;
14) установление приоритета прав человека во взаимоотношениях государства и гражданина, в том числе:
- определение задачи оказания качественных услуг населению как одной из важнейших обязанностей Правительства Кыргызской Республики путем внесения соответствующих дополнений в конституционный Закон Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики";
- создание простых и понятных правил взаимоотношений гражданина и государства, в том числе в сферах, предполагающих осуществление государственного контроля, инспектирование, наложение штрафных санкций, оказание государственных услуг, обеспечение законности, безопасности и правопорядка;
- устранение коррупциогенных факторов в системе оказания государственных услуг, создание условий для беспрепятственного и своевременного получения гражданами качественных услуг, а также необходимой для этого информации, определение порядка, сроков и стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг населению, принятие Реестра базовых муниципальных услуг;
- введение эффективных мер наказания государственных и муниципальных служащих за неэтичное поведение в отношении граждан;
- обязательность принесения и опубликования правоохранительными органами официальных извинений перед гражданами в случаях необоснованного привлечения их к уголовной ответственности с указанием принятых мер и предложением возмещения ущерба.
10. Правительству Кыргызской Республики:
1) в двухмесячный срок внести необходимые изменения и дополнения в соответствующие программы и планы мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции и обеспечить контроль за выполнением соответствующих мероприятий органами исполнительной власти;
2) рассмотреть вопросы целесообразности осуществления структурных изменений в правоохранительных органах, подчиненных Правительству Кыргызской Республики, с учетом положений пункта 12 настоящего Указа и предложений Рабочей группы Совета безопасности Кыргызской Республики;
3) рассмотреть предложения о необходимых преобразованиях в сфере государственных финансов, в том числе по вопросам:
- целесообразности разделения функций планирования бюджета и функций исполнения бюджета;
- введения единой электронной системы управления бюджетом;
- ускорения работ по введению единой электронной базы данных государственных закупок;
- снижения коррупционного потенциала в системе сбора бюджетных доходов;
- создания единой базы данных бюджетных доходов;
- создания единой базы данных о штрафах и неналоговых сборах с физических и юридических лиц;
- оптимизации налогового и таможенного администрирования, обеспечения его прозрачности;
4) в трехмесячный срок рассмотреть вопросы структурных и функциональных преобразований в сфере образования, развития института попечительских советов;
5) ускорить работу по созданию Государственного регистра населения и считать необходимым введение его в действие до конца 2014 года в части централизации данных систем центров обслуживания населения государственного предприятия "Инфоком", учреждений записи актов гражданского состояния Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики, данных Социального фонда Кыргызской Республики;
6) совершенствовать систему мотивации государственных и муниципальных служащих, в том числе по утвержденной Правительством Кыргызской Республики системе "Ключевых показателей эффективности";
7) в трехмесячный срок совместно с Общественной телерадиовещательной корпорацией Кыргызской Республики, во взаимодействии с другими средствами массовой информации и институтами гражданского общества, разработать и приступить к реализации государственной информационной и образовательно-просветительской кампании по формированию в обществе нетерпимости к проявлениям коррупции, осуществлять мониторинг выступлений средств массовой информации по вопросам коррупции, обеспечить своевременное реагирование на обнародованные факты коррупции, стимулирование института журналистских расследований;
8) организовать проведение регулярных отчетов перед населением руководителей государственных органов, полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях, глав местных государственных администраций о принимаемых ими мерах по противодействию коррупции.
11. Государственной кадровой службе Кыргызской Республики во взаимодействии с другими государственными органами Кыргызской Республики продолжить работу по модернизации государственной службы и внести предложения, предусматривающие:
1) создание гармонизированной системы государственной и муниципальной службы Кыргызской Республики, состоящей из двух взаимосвязанных направлений государственной и муниципальной службы:
- "Политическая государственная и муниципальная служба", на которую не распространяется система классных чинов и включающая лиц, занимающих политические государственные и муниципальные должности, а также должности их помощников, советников, консультантов и референтов;
- "Административная государственная и муниципальная служба", включающая лиц, занимающих административные должности в государственных органах и органах местного самоуправления;
2) ускорение процесса формирования электронной базы данных государственных и муниципальных служащих в целях:
- создания системы централизованного учета государственных и муниципальных служащих, их служебного и квалификационного роста;
- учета государственных и муниципальных служащих, привлеченных к уголовной ответственности и уволенных по отрицательным основаниям ("черный список"), их дисквалификации на замещение государственных и муниципальных должностей на определенный срок;
3) завершение разработки и принятия Кодекса этики государственного и муниципального служащего с отражением в нем основных профессиональных, моральных, нравственных, в том числе антикоррупционных норм и требований;
4) ужесточение требований к декларации о доходах и имуществе государственных служащих и муниципальных служащих, обеспечение эффективности контроля института передачи в доверительное управление личных активов государственных служащих и муниципальных служащих;
5) выработку совместно с Министерством экономики Кыргызской Республики методологии выявления и устранения конфликта интересов государственных и муниципальных служащих;
6) совершенствование практики применения испытательного срока при приеме на административную государственную и муниципальную службу и при назначении на новые должности государственной и муниципальной службы;
7) повышение эффективности Национального резерва кадров Кыргызской Республики.
12. Секретариату Совета безопасности Кыргызской Республики по согласованию с Правительством Кыргызской Республики и Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики в срок до 25 декабря 2013 года разработать и внести в Совет безопасности Кыргызской Республики предложения по повышению эффективности правоохранительной системы в борьбе с коррупцией, предусматривающие создание стройной системы взаимодействия, разделения функций и повышения ответственности правоохранительных органов и их должностных и процессуальных лиц за качество выявления, предварительного расследования, государственного обвинения в суде, а также учета возмещения ущерба по преступлениям коррупционного характера.
13. Контроль за реализацией настоящего Указа возложить на секретариат Совета безопасности Кыргызской Республики.
14. Настоящий Указ вступает в силу со дня официального опубликования.
Опубликован в газете "Эркинтоо" от 15 ноября 2013 года N 91
Президент Кыргызской Республики |
|
А.Атамбаев |
|
|
Приложение 1 |
СОСТАВ
рабочей группы Совета безопасности Кыргызской Республики по контролю реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики
(В редакции Указа Президента КР от 15 ноября 2017 года УП № 260)
Секретарь Совета безопасности Кыргызской Республики, руководитель;
вице-премьер-министр Кыргызской Республики (курирующий вопросы обороны, безопасности, приграничные вопросы), заместитель руководителя;
заместитель Генерального прокурора Кыргызской Республики (курирующий вопросы противодействия коррупции), заместитель руководителя.
Члены рабочей группы:
заместитель секретаря Совета безопасности Кыргызской Республики;
директор Антикоррупционной службы Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики в ранге первого заместителя председателя Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики;
председатель Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики;
председатель Счетной палаты Кыргызской Республики;
директор Государственной кадровой службы Кыргызской Республики.
Члены рабочей группы по согласованию:
Пономарев Сергей Васильевич - независимый эксперт;
Осмоналиев Кайрат Медербекович - независимый эксперт;
Акматжанова Айгуль Аваскановна - руководитель неправительственной организации "Будущее без коррупции - Трансперенси Интернешнл Кыргызстан", независимый эксперт.
|
|
Приложение 3 |
СПИСОК
государственных органов и хозяйствующих субъектов с государственным участием для анализа и принятия мер по демонтажу коррупционных схем
(В редакции Указов Президента КР от 1 июня 2016 года УП № 136, 11 апреля 2017 года УП № 73)
1. Министерство внутренних дел Кыргызской Республики
2. Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики
3. Министерство финансов Кыргызской Республики
4. Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики
5. Министерство здравоохранения Кыргызской Республики
6. Министерство образования и науки Кыргызской Республики
7. Уполномоченный государственный орган, ведающий вопросами безопасности
8. (Утратил силу в соответствии с Указом Президента КР от 1 июня 2016 года УП № 136)
9. Министерство юстиции Кыргызской Республики
10. Министерство экономики Кыргызской Республики
11. Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики
12. Министерство культуры, информации и туризма Кыргызской Республики
13. (Утратил силу в соответствии с Указом Президента КР от 1 июня 2016 года УП № 136)
14. Министерство труда и социального развития Кыргызской Республики
15. Министерство иностранных дел Кыргызской Республики
16. Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики
17. Государственная налоговая служба при Правительстве Кыргызской Республики
18. Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики
19. Государственная регистрационная служба при Правительстве Кыргызской Республики
20. Государственная пограничная служба Кыргызской Республики
21. Государственная служба исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики
22. Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики
23. Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики
24. Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики
25. Государственная служба интеллектуальной собственности и инноваций при Правительстве Кыргызской Республики
26. Государственная кадровая служба Кыргызской Республики
27. Государственное агентство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики
28. Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики
29. Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики
30. Государственное агентство по делам молодежи, физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики
31. Государственный комитет информационных технологий и связи Кыргызской Республики
32. Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики
33. Фонд государственных материальных резервов при Правительстве Кыргызской Республики
34. Фонд обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики
35. Фонд по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики
36. Государственная инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве Кыргызской Республики
37. Государственная инспекция по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики
38. Социальный фонд Кыргызской Республики
39. Высшая аттестационная комиссия Кыргызской Республики
40. Счетная палата Кыргызской Республики
41. Органы прокуратуры Кыргызской Республики
42. Судебные органы Кыргызской Республики
43. Агентство по реорганизации банков и реструктуризации долгов (ДЕБРА)
44. Национальный банк Кыргызской Республики
45. Государственная комиссия по делам религий Кыргызской Республики
46. Открытое акционерное общество "Айылбанк"
47. Открытое акционерное общество "РСК Банк"
48. Открытое акционерное общество "Национальные электрические сети Кыргызстана"
49. Открытое акционерное общество "Электрические станции"
50. Открытое акционерное общество "Северэлектро" и другие распределительные компании
51. (Исключен в соответствии с Указом Президента КР от 11 апреля 2017 года УП № 73)
52. Открытое акционерное общество "Бишкектеплосеть"
53. Открытое акционерное общество "Кыргызалтын"
54. Открытое акционерное общество "Кыргызтелеком"
55. Государственное предприятие "Кыргызпочтасы"
56. Государственное предприятие "Бишкекский автовокзал"
57. Государственное предприятие "Чыгыш автовокзалы"
58. Государственное предприятие "Кыргызаэронавигация"
59. Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Манас"
60. Государственное предприятие "Национальная компания "Кыргыз темир жолу"
61. Государственное предприятие "Темир"
62. Открытое акционерное общество "Кыргызская агропродовольственная корпорация"
63. Свободные экономические зоны Кыргызской Республики
64. Открытое акционерное общество "Национальная энергетическая холдинговая компания"