Размер шрифта
Интервал
Изображения
Счетная палата
Кыргызской Республики

Телефон доверия
+996 (555) 500-985
Для абонентов ОАО «Кыргызтелеком» звонок бесплатный

Уважаемые представители средств массовой информации!

Поздравляю вас с профессиональным праздником – Днем информации и печати Кыргызской Республики!

Благодаря вашему высокому профессионализму СМИ в наши дни стали важнейшим ресурсом развития общества. Неравнодушие к происходящему, открытость к новому, стремление «дойти до самой сути» всегда были и остаются основными чертами специалистов, работающих в газетах, на телевидении и радио, в интернет-изданиях. Также Вы — играете ключевую роль в формировании общественного мнения и настроения. Немаловажен вклад журналистов и в формирование в нашей стране прозрачной, законной и справедливой демократической системы. Благодаря этому строится диалог между властью и обществом, вскрываются актуальные вопросы, принимаются нужные решения, реализуются социально значимые программы.

От всей души желаю вам вдохновения, успешной реализации новых идей и творческих проектов. Счастья и благополучия вам и вашим близким!

 

С уважением,

Председатель Счетной палаты Кыргызской Республики

А.Ш.Акматов

Территориальное подразделение Счетной палаты КР по городу Ош, Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областям провела аудит соответствия составления и исполнения бюджета органов местных самоуправлений и анализа социально-экономического развития Чаткальского района за период 2021-2022 года.

Аудитом охвачены районная госадминистрация,  Чаткальское управление министерства финансов КР, органы местных самоуправлений и их муниципальные учреждения.

Во время аудита были установлены финансовые нарушения на 27 млн 492,7 тыс. сомов. По классификации нарушений:

  • несоответствие бюджетного проекта требованиям закона о бюджете – 558,4 тыс. сомов;
  • непринятие мер по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, начисления и уплаты пеней и штрафов по ним (дополнительное начисления в доход бюджета и СФ КР) – 846,0 тыс сом;
  • завышение стоимости объемов строительно-монтажных работ – 7023,5 тыс. сом;
  • завышение зарплат работников и иных выплат – 3092,9 тыс. сомов;
  • сверхнормативные расходы товарно-материальных ценностей и денежных средств– 1072,5 тыс. сом;
  • сверхнормативные запасы товарно- материальных ценностей – 967,7 тыс. сом;
  • недостача государственного (муниципального) имущества и государственных средств– 30,6 тыс. сом;
  • снятие с учета имущества и товарно-материальных ценностей без подтверждающих документов и незаконное снятие с учета государственного (муниципального) имущества 1496,4 – тыс. сом;
  • нарушения связанные с выплатой заработной платы, командировочных расходов и других выплат – 194,0 тыс. сом;
  • сокрытие дебиторской задолженности от бухгалтерского учета – 11954,2 тыс. сом;
  • оказание услуг, работ на сумму, превышающую пороговую сумму, установленную Правительством Кыргызской Республики, без проведения конкурсов по государственным закупкам – 257,0 тыс. сомов.

В нескольких айыл окмоту Чаткальского района были завышены объемы СМР. В частности, Чаткальский айыл окмоту - 587 тыс. сом, Сумсарский айыл окмоту - 1072,5 тыс. сом, Каныш-Кыяский айыл окмоту - 386 тыс. сом. Также были обнаружены материалы о завышении расходов социального пакета на сумму -1308,0 тыс. сомов в Чаткальском айыл окмоту и материалы по завышению СМР на сумму - 619,2 тысяч сомов в Каныш-Кыяском айыл окмоту, которые до настоящего времени не были восстановлены. В связи с этим, материалы будут направлены в прокуратуру Джалал-Абадской области для дачи правовой оценки.

Территориальное подразделение Счетной палаты КР по городу Ош, Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областям провела аудит соответствия составления и исполнения бюджета органов местных самоуправлений и анализа социально-экономического развития Тогуз-Тороуского района за период 2021-2022 года.

Аудитом охвачены районная госадминистрация,  Тогоуз-Тороуское управление министерства финансов КР, органы местных самоуправлений и их муниципальные учреждения.

Во время аудита были установлены финансовые нарушения на 1 млн 058,5 тыс. сомов. По классификации нарушений:

  • непринятие мер по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, начисления и уплаты пеней и штрафов по ним (дополнительное начисления в доход бюджета и СФ КР) – 41,5 тыс. сомов;
  • завышение стоимости объемов строительно-монтажных работ – 626,4 тыс. сом;
  • завышение заработной платы – 66,7 тыс. сом;
  • сверхнормативные расходы ТМЦ – 49,7 тыс. сом;
  • нарушения связанные с выплатой заработной платы, командировочных расходов и других выплат – 147,5 тыс сом;
  • несоблюдение требований законодательства по учету текущих расходов (средства, потраченные сверх запланированного назначения) – 58,0 тыс. сом;
  • сокрытие дебиторской задолженности от бухгалтерского учета – 68,5 тыс. сом.

Территориальное подразделение Счетной палаты КР по городу Ош, Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областям провела аудит соответствия составления и исполнения бюджета органов местных самоуправлений и анализа социально-экономического развития Ала-Букинского района за период 2021-2022 года.

Аудитом охвачены районная госадминистрация Ала-Букинского района, Ала-Букинское управление министерства финансов КР, органы местных самоуправлений и их муниципальные учреждения.

Во время аудита были установлены финансовые нарушения на 126 миллионов 343,1 тысячи сомов. По классификации нарушений несоответствие бюджетного проекта требованиям закона о бюджете (неправильное планирование источника дохода) – 780,0 тыс. сомов;

• непринятие мер по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, начисления и уплаты пеней и штрафов по ним (дополнительное начисления в доход бюджета и СФ КР.) – 255,6 тыс. сомов;

• несвоевременное или не в полном объёме перечисление обязательных платежей в бюджет (дополнительные расчеты в Налоговую, СФ) – 1850,4 тысяч сомов;

• расходы, не отраженные в бюджетной смете – 19,0 тысяч сомов;

• завышение стоимости объемов строительно-монтажных работ – 47563,0 тыс. сом;

• другие нарушения при расходовании капитальных вложений и выполнении строительных работ – 20 808,3 тыс. сомов;

• завышение заработной платы – 40,0 тыс. сомов;

• сверхнормативные расходы ТМЦ – 49,1 тыс. сомов;

• нарушения порядка оприходования основных средств, нарушения в начислении износа основных средств и нематериальных активов. Наличие неучтенного, не оприходованного в установленном порядке имущества – 37581,8 тысяч сомов;

• недостача государственного (муниципального) имущества и государственных средств – 592,5 тыс. сомов;

• снятие с учета имущества и товарно-материальных ценностей без подтверждающих документов и незаконное снятие с учета государственного (муниципального) имущества – 5210,0 тыс. сомов;

• необоснованная передача муниципальных земель в собственность и аренду – 10206,6 тыс. сомов;

• нарушения требований бухгалтерского учета – 22,0 тыс. сомов;

• нарушения связанные с выплатой заработной платы, командировочных расходов и других выплат – 364,8 тыс. сомов;

• нарушения в учете дебиторской задолженности – 1000,0 тыс. сомов.

Материалы о потере бюджета на сумму 2 171,6 тысяч сомов при передаче земельного участка площадью 0,68 га, находящегося на балансе Балтагуловской айыл окмоту Ала-Букинского района. Земля древесной категории в Ала-Букинском айыл окмоту была передана в безвозмездное пользование на 49 лет бессрочно, что привело к потере бюджета в размере 8 035,0 тысяч сомов. В Кок-Ташском айыл окмоту зафиксированы необоснованные расходы на строительные работы 2 815 000 сомов и нарушения при выполнении строительных работ на сумму 19 254,5 тысяч сомов. Финансовые нарушения на сумму 2 010,0 тысяч сомов выявлены в муниципальном предприятии "Кок-Таш Техсервис", а также финансовые нарушения на сумму 1 385,0 тысяч сомов выявлены в муниципальном предприятии "Кок-Таш Тазалык". Кроме того, имеется нарушение по сумме 16 420,4 тысяч сомов, связанное со строительными работами в айыл окмоту Кок-Серек. Все финансовые нарушения на сумму 52 091 500 сомов будут направлены в прокуратуру Джалал-Абадской области для дачи правовой оценки.

IT база Счетной палаты Кыргызской Республики обновлена за счет международных грантов новым компьютерным и офисным оборудованием.

Во исполнение Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года, а также в рамках эффективного развития процессов цифровизации и автоматизации в Счетной палате Кыргызской Республики 31 октября 2023 года состоялась торжественная презентация закупленной оргтехники.

Счетная палата Кыргызской Республики под руководством председателя Алмазбека Шаршембиевича Акматова получила данное оборудование на грантовой основе по итогам проведенного конкурса среди государств-членов международных организаций высших органов аудита в Азиатских и Арабских странах, таких как  ASOSAI и ARABOSAI.

Оборудование укомплектовано ноутбуками, сканерами,  принтерами, а также другой дополнительной оргтехникой.

Территориальным подразделением Счетной палаты Кыргызской Республики по городу Бишкек, Чуйской и Таласской областям, в соответствии с планом аудиторской деятельности Счетной палаты Кыргызской Республики на 2023 год, проведены аудиты соответствия составления и исполнения бюджета г. Кара-Балта, исполнения бюджетов мэрии г. Кара-Балта и ее структурных подразделений, а также, деятельности муниципальных предприятий за 2022 год.

Всего выявлено финансовых нарушений на сумму – 5 млн 735,0 тыс. сомов, в том числе:

- нарушения и недостатки при расходовании средств – 5 651,0 тыс. сомов, из них:

  • необоснованные выплаты заработной платы – 169,6 тыс. сомов;
  • необоснованное списание материальных ценностей и денежных средств, включая подотчетные  суммы – 16,7 тыс. сомов;
  • завышение объемов строительно-монтажных работ – 2 317,0 тыс. сомов;
  • сокрытая по учету дебиторская задолженность – 3 147,7 тыс. сомов.

Дополнительно начисленные доходы бюджета – 84,0 тыс. сомов, в том числе:

  • арендная плата, подлежащая перечислению в бюджет – 84,0 тыс. сомов.

Установлены резервы и потери бюджета – 6 141,0 тыс. сомов, в том числе:

  • сверхнормативные расходы товарно-материальных ценностей – 1 063,8 тыс. сомов;
  • нарушения при выплате заработной платы – 2 520,6 тыс. сомов;
  • другие резервы и потери бюджета – 2 556,6 тыс. сомов.

Выявлены нерационально использованные средства – 6 818,7 тыс. сомов, в том числе:

  • сверхнормативные запасы ТМЦ и средства в расчетах – 6 818,7 тыс. сомов.

Финансовые нарушения, выявленные в общественных и прочих организациях – 3 848,9 тыс. сомов.

Согласно решению Коллегии Счетной палаты Кыргызской Республики по городу Бишкек, Чуйской и Таласской областям, направлены информация в Кара-Балтинский городской кенеш, предписания в аудированные объекты, для устранения выявленных финансовых нарушений и недостатков.

Территориальным подразделением Счетной палаты Кыргызской Республики по городу Бишкек, Чуйской и Таласской областям, в соответствии с планом аудиторской деятельности Счетной палаты Кыргызской Республики на 2023 год, проведены аудиты соответствия составления и исполнения местных бюджетов, деятельности муниципальных предприятий Московского района, Чуйской области и исполнения бюджетов отдельных учреждений, находящихся на республиканском бюджете, за 2022 год.

По результатам аудитов Московском районе выявлены финансовые нарушения всего на сумму 7 млн 630,8 тыс. сомов, в том числе:

- недостачи и хищения денежных средств – 9,4 тыс. сомов.

- нарушения и недостатки при расходовании средств – 7 454,0 тыс. сомов, из них:

  • необоснованные выплаты заработной платы – 5 943,9 тыс. сомов;
  • нецелевое использование бюджетных средств – 318,5 тыс. сомов;
  • завышение объемов строительно-монтажных работ – 847,4 тыс. сомов;
  • сокрытая по учету дебиторская и завышенная кредиторская задолженность – 344,2 тыс. сомов.

 - дополнительно начисленные доходы бюджета – 167,4 тыс. сомов, из них:

  • нарушения налогового и таможенного законодательства – 7,3 тыс. сомов;
  • арендная плата, подлежащая перечислению в бюджет – 160,1 тыс. сомов.

Установлены резервы и потери бюджета – 9 587,0 тыс. сомов, в том числе:

  • сверхнормативные расходы товарно-материальных ценностей – 83,7 тыс. сомов;
  • нарушения при выплате заработной платы – 243,6 тыс. сомов;
  • потери бюджета по налоговым, таможенным и другим платежам и по расходной части бюджета в связи с принятием Правительством КР, органами местного самоуправления и другими органами решений, противоречащих действующему законодательству, занижением при формировании бюджета показателей его доходной части и завышением показателей доходной части – 8 309,9 тыс. сомов;
  • другие резервы – 949,8 тыс. сомов.

Выявлены нерационально использованные средства – 7 493,4 тыс. сомов, в том числе:

  • сверхнормативные запасы ТМЦ и средства в расчетах – 7 493,4 тыс. сомов.

Во все аудированные органы местного самоуправления Московского района Чуйской области направлены предписания для устранения выявленных финансовых нарушений и недостатков.

Материалы аудитов соответствия деятельности муниципального предприятия «Таза айыл» (учредитель Беловодский айыл окмоту) и муниципального предприятия «Чистая улица» (учредитель Садовский айыл окмоту) направлены для дачи правовой оценки в прокуратуру Чуйской области.

Согласно решению Коллегии, направлены информации об итогах аудитов в соответствующие айылные кенеши, для рассмотрения.

24 октября 2023 года в городе Баку по приглашению Счетной палаты Азербайджанской Республики, Председатель Счетной палаты Кыргызской Республики Алмазбек Акматов, аудиторы Алимжан Байгазаков, Зарылбек Сатаев приняли участие в организованном Национальным координационным Советом по устойчивому развитию Азербайджана 3-м диалоге по Целям Устойчивого Развития (ЦУР) на тему «Размышления об итогах Глобального саммита по ЦУР 2023 и роли высших органов финансового контроля в реализации ЦУР». 

Данное мероприятие проведено с участием представителей Правительства и Парламента Азербайджанской Республики, международных организаций и дипломатического корпуса зарубежных стран, аккредитованных в Азербайджанской Республике, а также имеющих большой опыт аудита реализации ЦУР руководителей высших органов аудита и контроля Республики Беларусь, Бразилии, Кувейта, Российской Федерации, Турции и Польши.

Кроме того, с главами делегации высших органов аудита проведена встреча со спикером Парламента Азербайджанской Республики Сахиба Али кызы Гафаровой и с Премьер-Министром Азербайджанской Республики Али Хидаят оглы Асадовым.

Во время проведенных панельных дискусий Алмазбек Акматов информировал о роли Счетной палаты Кыргызской Республики в реализации и анализе ЦУР и усилении повышения качества проводимых аудиторских мероприятии, посредством совершенствования методологической базы, оптимизации процесса планирования своей работы, форсирования реформ в части перехода на международные стандарты аудита, развития потенциала сотрудников.

Также проведена рабочая встреча Счетной палаты Кыргызской Республики со Счетной палатой Республики Азербайджан, по вопросам и обмену опытом проведения аудита по линии Фонда обязательного медицинского страхования.

   

18 октября 2023 года аудитор Счетной палаты Кыргызской Республики Батиров Пардаали принял участие на 27 заседании Управляющего Совета ЭКОСАИ и 22 заседании Учебного комитета ЭКОСАИ в г. Тегеран, Иран.

В ходе сессий были обсуждены вопросы деятельности ЭКОСАИ, информация о проведенных обучениях в 2022-2023 годах. По итогам заседания Управляющего Совета ЭКОСАИ был одобрен Стратегический план организации на 2022-2027 годы.

Для справки: в состав Управляющего Совета ЭКОСАИ (Организация высших органов аудита стран экономического сотрудничества) входят Высшие органы аудита Кыргызстана, Ирана, Казахстана, Пакистана и Турции.       

 

В честь 27-летия со дня создания Счетной палаты Кыргызской Республики с 16 по 18 октября 2023 года прошли соревнования между сотрудниками центрального аппарата и территориальных подразделений Счетной палаты по 5 видам спорта. В торжественном открытии спартакиады приняли участие председатель Счетной палаты, аудиторы, сотрудники, сборные команды и болельщики. Спартакиада проводилась по следующим видам спорта: бильярд, волейбол, настольный теннис, шахматы, футбол. А 19 октября состоялось чествование команд-победителей, а также лучших сотрудников Счетной палаты. На церемонии награждения председатель Счетной палаты Алмазбек Акматов поздравил сотрудников с профессиональным праздником, отметил, что труд и вклад каждого сотрудника важен в развитии системы Счетной палаты, и вручил призы командам-победителям и наградил лучших сотрудников Счетной палаты. По итогам спортивных соревнований призовые места заняли следующие команды.

 

Результаты соревнований по волейболу:

1 место Территориальное подразделение Счетной палаты КР по г.Ош, Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областям.

2 место Центральный аппарат Счетной палаты КР.

3 место Территориальное подразделение Счетной палаты КР по городу Бишкек, Чуйской и Таласской областям.

 

В шахматном соревновании:

1 место Абдыманапов Калынур

2 место Асылбеков Бакыт

3 место Осмонов Чолпонбек

 

В футбольном соревновании:

1 место Территориальное подразделение Счетной палаты КР по Иссык-Кульской и Нарынской областям.

2 место Центральный аппарат Счетной палаты КР.

3 место Территориальное подразделение Счетной палаты КР по г. Ош, Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областям.

 

Настольный теннис (мужской)

1 место Касымов Нурсултан

2 место Адиев Эдильбек

3 место Итигулов Кубан

 

Настольный теннис (женщины)

1 место Джамиля Осконбаева

2 место Джумабаева Клара

3 место Адамкулова Салтанат

 

В соревнованиях по бильярду:

1 место Сакиев Мирлан

2 место Адиев Эдиль

3 место Усупов Алмаз

Спартакиада проводилась с целью празднования и пропаганды спорта и здорового образа жизни, формирования командного духа, выявления лучших команд-участниц спартакиады.

17 октября 2023 года на очередном заседании Совета Счетной палаты Кыргызской Республики рассмотрен отчет об аудите соответствия деятельности Общественного фонда «Фонд развития природы» при Министерстве природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики за период 2019-2022 года

В Общественном фонде «Фонд развития природы» при Министерстве природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики выявлены финансовые нарушения на 810 млн 256,8 тыс. сомов  в том числе:  

  • нарушения и недостатки при расходовании финансовых средств самого  Фонда на сумму 51 млн 835,0 тыс. сомов.
  • Экспертной комиссией по оценке и отбору проектов/программ по охране окружающей среды и сохранению природных богатств Кыргызской Республики, необоснованно одобрены на финансирование  проекты общественных, коммерческих и индивидуальных предпринимателей,  что повлекло   финансирование Фондом в сумме 758 млн 421,8 тыс. сомов. 

Отчеты о результатах аудита будут направлены в ГКНБ

С 6 по 11 октября 2023 года в Счетной палате Кыргызской Республики прошла рабочая встреча сотрудников с представителями Высшего органа аудита Польши. Мероприятие было организовано в рамках Соглашения о сотрудничестве между Счетной палатой Кыргызской Республики, Высшего органа аудита Польши и Инициативой развития ИНТОСАИ.

В течение недели в ходе встречи прошли обсуждения и рассмотрение ряда ключевых аспектов в рамках компонента «Стратегическое управление Счетной палаты»:

1. Система профессиональных заявлений и стратегического управления ИНТОСАИ – В рамках этой темы польские эксперты представили свои знания и опыт, что позволило более подробно изучить применение данной системы.

2.  Стратегический менеджмент по IFPP в ВОА – Польские эксперты представили свои практические знания по этому вопросу и обсудили его применение в Счетной палате Кыргызской Республики.

3.  Контроль качества, обеспечение качества и стратегический менеджмент – Эксперты из Польши представили свой опыт в данной области, что позволило участникам мероприятия получить более глубокое понимание этой темы.

11 октября были подведены итоги и выводы, а также обсуждены организационные мероприятия по дальнейшей деятельности с участием Председателя и аудиторов Счетной палаты Кыргызской Республики.

Председатель Счетной палаты Кыргызской Республики, Алмазбек Акматов выразил благодарность представителям Высшего офиса аудита Польши за их ценный вклад в оценку и развитие аудиторской деятельности в стране. Он также подчеркнул важность международного сотрудничества и обмена знаний в данной сфере.

Данная встреча стала началом сотрудничества между двух ВОА по реализации трехстороннего Соглашения о сотрудничестве по повышению потенциала и внедрение международных стандартов в работу Счетной палаты Кыргызской Республики. 

В соответствии с планом аудиторской деятельности на 2023 год территориальным подразделением Счетной палаты Кыргызской Республики по Ыссык-Кульской и Нарынской областям проведен аудит соответствия исполнения бюджета и аудит деятельности Дирекции по управлению Иссык-Кульским фондом развития за 2019-2022 года (за 4 года).

Произведенным аудитом выявлено всего финансовых нарушений на 665867,4 тыс. сомов, из них:

  • нарушения и недостатки при исполнении бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики на 310928,9 тыс. сомов;
  • нарушения и недостатки при использовании имущества на 163448,9 тыс. сомов;
  • нарушения порядка учета и отчетности на 163572,4 тыс. сомов;
  • нарушения Закона о государственных закупках на 27917,2 тыс. сомов.

Из подлежащих возмещению 249047,0 тыс. сомов в ходе аудита восстановлено всего 152596,1 тыс. сомов. Всего выявлено 17 прочих процедурных нарушений.

Результаты аудита соответствия исполнения бюджета и аудит деятельности Дирекции по управлению Иссык-Кульским фондом развития рассмотрены на заседании коллегии территориального подразделения с участием руководства и финансовых работников Фонда.

По результатам аудита направлены:

Аппарат Полномочного представителя Президента Кыргызской Республики в Иссык-Кульской области направлены Отчет, рекомедация;  Фонд для устранения выявленных финансовых нарушений и недостатков – Предписание, рекомендация.

Для дачи правовой оценки в УГКНБ по Иссык-Кульской области переданы:

  • Отчет аудита соответствия исполнения бюджета и аудита деятельности Дирекции по управлению Иссык-Кульским фондом развития за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года (за 4 года);
  • материалы по вопросу отсутствия подтверждающих документов при распределении муки в количестве 8750 кг (175 мешков) на сумму 275,6 тыс. сомов (поставщик ОсОО «Долот Трейдинг») и продовольственных товаров на сумму 423,5 тыс. сомов (поставщик) ЧП «А.Н.Бектурганов», жителям г. Балыкчы в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-I9;
  • материалы по вопросу приобретения микроавтобуса для Иссык-Кульского музыкально-драматического театра им. К. Жантошева (укрепление материально-технической базы) на сумму 750,0 тыс. сомов (поставщик ОсОО «Вертекс Ком») не соответствующего технической спецификации, размещенной при объявлении государственной закупки на веб-портале государственных закупок согласно норм Закона Кыргызской Республики «О государственной закупке».

 

28 сентября 2023 года руководитель аппарата Счетной палаты КР Нурпаис Осмонов встретился с главой миссии Азиатского банка развития (АБР) Анжум Исрар, старшим специалистом по госуправлению штаб-квартиры АБР, находящимся в г. Манила, Филиппины.

Участники встречи обсудили ход реализации технической помощи «Укрепление государственного управления и противодействия коррупции в Кыргызской Республике», оказываемой АБР для Кыргызской Республики и перспективы дальнейшего сотрудничества.

По итогам встречи участники отметили важность двухстороннего сотрудничества между Счетной палатой КР и АБР для дальнейшего развития институтов государственного управления республики.    

27 сентября 2023 года под председательством Счетной палаты Кыргызской Республики прошла ХХ сессия Совета руководителей высших органов государственного аудита (финансового контроля) государств -участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в режиме видеоконференции, на тему «Обеспечение независимости государственного аудита».

В ходе сессии обсуждены вопросы обеспечения независимости высших органов государственного аудита. Заслушаны выступления глав органов государственного аудита Кыргызской Республики, Республики Казахстан, Азербайджанской Республики, Республики Армении, Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, Исполнительного комитета СНГ.

 По итогам проведенной сессии приняты соответствующие итоговые документы в виде резолюции и решения ХХ сессии, а также утвержден план работы Совета руководителей высших органов государственного аудита (финансового контроля) государств – участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в период между XX и XXI сессиями.

Территориальное подразделение Счетной палаты Кыргызской Республики по г. Ош, Ошской, Жалал-Абадской и Баткенской областям провела аудит соответствия составления и исполнения бюджета органов местных самоуправлений, и анализа социально-экономического развития города Таш-Комүр за период 2021-2022 года.

Аудитом охвачены администрация города, городской Кеңеш города, мэрия города Таш-Комүр, органы местных самоуправлений и относящиеся к ним муниципальные учреждения, Произведенными аудитами установлены финансовые нарушения всего на 5612,1тыс. сомов, из них подлежит к восстановлению 1126,1тыс. сомов, восстановлено в ходе аудита 120,3тыс. сомов, не восстановлено 1005,8тыс. сомов. По классификатору нарушений выявлено:

 – непринятие мер по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, начисления и уплаты пеней и штрафов по ним (дополнительное начисления в доход бюджета и СФ КР.) 3,3тыс.сомов, полностью подлежит к восстановлению, не восстановлено;

– сверхнормативные расходы по оплате труда работников и другим выплатам в денежной форме 4582,9тыс.сомов, из них подлежит к восстановлению 118,5 тыс.сомов, восстановлено полностью;

– завышение стоимости и/или объемов строително-монтажных работ 995,9тыс.сомов, подлежит к полному восстановлению, не восстановлено;

– сверхнормативные расходы по прочим расходам и ТМЦ 21,6тыс.сомов, не подлежит восстановлению (нарушения связанные с горючосмазочными материалами и электроэнергией);

– нарушения связанные с выплатой заработной платы, командировочных расходов, пособий, компенсаций и других выплат 8,4тыс.сомов, подлежит к полному восстановлению, восстановлено 1,8тыс.сомов, не восстановлено 6,6тыс.сомов.

Территориальное подразделение Счетной палаты Кыргызской Республики по г. Ош, Ошской, Жалал-Абадской и Баткенской областям провела аудит соответствия составления и исполнения бюджета органов местных самоуправлений и анализа социально-экономического развития города Жалал-Абад за период 2021-2022 года.

Аудитом охвачены городской Кеңеш города Жалал-Абад, мэрия города Жалал-Абад, Жалал-Абадское управление министерства финансов Кыргызской Республики, органы местных самоуправлений и их муниципальные учреждения. Произведенными аудитами установлены финансовые нарушения всего 4228,9 тыс.сомов, из них подлежит к восстановлению 4173,1тыс. сомов, восстановлено в ходе аудита 1923,2 тыс. сомов, не восстановлено 2249,9 тыс. сомов. По классификатору нарушений выявлено:

– непринятие мер по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, начисления и уплаты пеней и штрафов по ним (дополнительное начисления в доход бюджета и СФ КР.) 772,0 тыс.сомов, полностью подлежит к восстановлению, восстановлено в ходе аудита перечислением в доходы соответствующих бюджетов 50,4 тыс.сомов;

– не перечисление (несвоевременное или не в полном объёме перечисление) обязательных платежей в бюджет 18,9 тыс.сомов, подлежит к полному восстановлению, не восстановлено;

– завышение стоимости объемов строительно-монтажных работ 2820,6 тыс.сомов, подлежит к полному восстановлению, восстановлено в ходе аудита 1331,2 тыс.сомов, из них в бюджет 20,0, в организацию 1311,2 тыс.сомов;

– сверхнормативные расходы по прочим расходам и ТМЦ 55,8 тыс.сомов, не подлежит к восстановлению (горюче-смазочные материалы);

– нарушения порядка оприходования основных средств, нарушения в начислении износа основных средств и нематериальных активов. Наличие неучтенного, не оприходованного в установленном порядке имущества 11,3 тыс.сомов, восстановлено в бухгалтерский учет учреждения;

 – списание товарно-материальных ценностей и имущества без подтверждающих документов 5,3 тыс.сомов, не восстановлено;

– нарушения связанные с выплатой заработной платы, командировочных расходов, пособий, компенсаций и других выплат 14,7тыс.сомов, подлежит к полному восстановлению, не восстановлено;

– прочие нарушения в сфере государственных закупок 530,3 тыс сомов, восстановлено полностью, из них в республиканский бюджет 117,1 тыс сомов, в бухгалтерский учет учреждения 413,2 тыс. сомов.

Территориальное подразделение Счетной палаты Кыргызской Республики по г. Ош, Ошской, Жалал-Абадской и Баткенской областям рассмотрела материалы аудита соответствия составления и исполнения местных бюджетов и анализа социально-экономического развития Алайского района за период 2021-2022 года.

Аудитом охвачены районная государственная администрация, Алайское управление министерства финансов Кыргызской Республики, органы местных самоуправлений и их муниципальные учреждения. Произведенными аудитами установлены финансовые нарушения всего на 6687,5тыс. сомов, из них подлежит к восстановлению 5962,0 тыс. сомов, восстановлено в ходе аудита 3664,7 тыс. сомов, не восстановлено 2297,3 тыс. сомов. По классификатору нарушений выявлено:

– непринятие мер по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, начисления и уплаты пеней и штрафов по ним (дополнительное начисления в доход бюджета и СФ КР.) 161,8 тыс.сомов, полностью подлежит к восстановлению, восстановлено в ходе аудита 159,0 тыс.сомов, не восстановлено 2,8 тыс.сомов;

– несанкционированное перераспределение бюджетных средств по кодам расходов бюджетов в бюджетной системы Кыргызской Республики 20,6 тыс.сомов, подлежит восстановлению 20,6 тыс.сомов, восстановлено в ходе аудита 20,6 тыс.сомов;

– завышение стоимости объемов строительно-монтажных работ 1576,9 тыс.сомов, подлежит к восстановлению 1576,9 тыс.сомов, не восстановлено;

– нарушения, связанные с предоставлением платных государственных (муниципальных) услуг 235,2 тыс.сомов, не подлежит восстановлению (оказание услуг юридическим и физическим лицам без составления договора по очистке мусора);

– сверхнормативные расхоы по прочим расходам и товарноматериальным ценностям 127,5 тыс.сомов, из них подлежит к восстановлению 41,6 тыс.сомов, не восстановлено;

– сверхнормативные расходы по оплате труда работников и другим выплатам в денежной форме 459,2 тыс.сомов, подлежит к восстановлению 54,8 тыс.сомов, восстановлено в ходе аудита 53,8 тыс.сомов;

– нарушения порядка оприходования основных средств, нарушения в начислении износа основных средств и нематериальных активов. Наличие неучтенного, не оприходованного в установленном порядке имущества 235,4 тыс.сомов, восстановлено в бухгалтерский учет учреждения;

 – недостача имущества и денежных средств 17,9 тыс.сомов, восстановлено полностью;

– списание товарно-материальных ценностей и имущества без подтверждающих документов 17,7 тыс.сомов, восстановлено полностью;

– нарушения по учету дебиторской задолженности (сокрытая по учету дебиторская задолженность) 3835,3 тыс.сомов, подлежит к восстановлению 3835,3 тыс.сомов, в ходе аудита восстановлено в доход учреждения 3160,3 тыс.сомов.

Сегодня, 16 сентября 2023 года, Счетная палата КР приняла участие в общереспубликанском субботнике.  Команда Счетной палаты КР  очистили дорогу от верхней части села Заречное до села Таш-Добе, а  территориального подразделения по г. Бишкек, Чуйской и Таласской областям очистило парк имени М. Горького от мусора. Кроме того,  территориальное подразделения по г. Ош, Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областям присоединились к субботнику и очистили территорию, граничащую с Ошской и Джалал-Абадской областями. Следует отметить, что Счетная палата КР всегда активно участвует в городских и республиканских субботниках.

По результатам проведенного аудита исполнения бюджета Социального фонда Кыргызской Республики при Кабинете Министров Кыргызской Республики за 2022 года установлено финансовые нарушения, резервы и потери бюджета а также нерациональное использования средств при исполнении бюджета. В частности:

При исполнении бюджета 2022 года допущено финансовых нарушений на 536,8 млн. сомов, из  них подлежат к восстановлению 351,5 млн. сомов, восстановлено 349,4 млн. сомов, в том числе:

  • Средства подлежащее к возврату в доход республиканского бюджета 349,4 млн. сомов, восстановлено:
  • Командировочные расходы оплаченные без подтверждающих документов в сумме 14,7 тыс. сомов, восстановлено. 
  • Доходы полученные на остатки средств подлежащих к возврату в республиканского бюджета 2,1 млн. сомов, не восстановлено.

Нарушения при выплате заработной платы 8,1 млн. сомов, в том числе;

  • выплаты надбавок за особые условия труда без соответствующего проведения аттестации рабочих мест 2,7 млн. сомов;
  • финансовые нарушения при оплате отпускных 5,4 млн. сомов; 
  • расходы по доставке и переводу пенсии и компенсаций через ГП «Кыргызпочтасы» и коммерческих банков в сумме 177,0 млн. сомов, относящиеся к статье «Расходы на оплату услуг банков» проведено за счет средств, предусмотренных по статье  «Пособия по социальному обеспечению» без разделения.

По результатам Совета Счетной палаты Кыргызской Республики в целях недопущении финансовых нарушении со стороны Министерством финансов Кыргызской Республики, министерству направлено рекомендация на сумму 526,4 млн сомов.